Барк “Седов”

Живые легендыКорабли

парусник Седов«Седов» –  российское учебное парусное судно, четырехмачтовый винджаммер, второй по величине парусник в мире после круизного судна Роял Клипер (Royal Clipper).

Судьба барка «Седов» во многом схожа с судьбой барка «Крузенштерн». Оба они относятся к винджаммерам – выжимателям ветра (англ. «to jam the wind»), оба были построены и спущены на воду в Германии в начале 20го века, а после окончания Второй мировой войны перешли в собственность Советского Союза, и оба по сей день  в строю – ходят по морям и океанам, совершают кругосветные плавания, служат для обучения парусном делу курсантов.Барк «Седов» сошел со стапелей в немецком городе Киле 14 февраля 1921 года и был назван «Магдалена Виннен II» (Magdalene Vinnen II) в честь дочери владельца нового винджаммера Фридриха Адольфа Виннена, основателя судоходной компании «Ф.А. Виннен и Ко» («F.A. Vinnen & Co.»).Парусник имел стальной корпус длиной 117,5 м., шириной – 14,7 метров и нес 32 паруса общей площадью 4192 кв.метра.

Новое судно предназначалось для транспортировки грузов между Европой и портами Австралии и Южной Америки. Первым капитаном судна стал Л. Петерс. До начала 30-х годов 20го века парусник успешно перевозил грузы через Атлантику, но в связи с мировым экономическим кризисом (Великая депрессия) товарооборот между странами резко снизился, и  многие судоходные компании начали разоряться. Компании Фридриха Виннена  тоже пришлось частично распродать свои суда, в том числе и «Магдалену Виннен II».

барк СедовВ 1936 году парусник приобрела фирма «Норддойчер Ллойд». Судно было частично перестроено и переименовано в «Коммодор Йонсен» («Kommodore Johnsen», нем.) в честь капитана-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса Йонсена. Трюмы судна из грузовых были частично переделаны под жилые помещения сначала для шестидесяти, а позже для ста курсантов. Парусник превратился в учебное судно. В первый свой учебный рейс барк отправился под командованием капитана Отто Лемберга. До 1939 года парусник уже с новым капитаном  Готфридом Клаузеном совершил еще четыре учебных рейса.

Во время Второй Мировой Войны барк использовали как грузовую баржу для снабжения германских войск, а по окончании войны по решению Потсдамской конференции судно перешло в собственность СССР вместе с четырехмачтовым барком «Падуя» («Крузенштерн») и трехмачтовым барком «Гор Фок» («Товарищ»). В 1945 году паруснику было дано новое имя  – «Седов» в честь знаменитого русского полярника Георгия Яковлевича Седова. В 1946 году барк «Седов» перешел в ведение Военно-Морского Флота СССР и был поставлен на капитальный ремонт в Кронштадте. Капитаном «Седова» стал Петр Сергеевич Митрофанов, в дальнейшем всю свою жизнь посвятивший этому паруснику.

Седов Г.Я.
Седов Г.Я.

Только в 1952 году барк снова вышел в море, теперь уже под советским флагом и с советскими курсантами на борту. До 1956 года барк «Седов» выполняет учебные рейсы, а в 1957 году помимо обучения морским премудростям юных моряков, парусник начинает использоваться и как океанографическое судно. До 1965 года барк «Седов» совместно с «Крузенштерном» бороздил Атлантику, а после оба были переданы рыбному хозяйству СССР. Новым портом приписки судна в 1966 году стала Рига.

Самыми сложными в истории парусника стали 70-е годы, решалась судьба судна: отправить его на слом или оставить жить. На защиту знаменитого корабля встали более ста известных моряков и отстояли судно. С 1975 по 1981 года «Седов» был капитально отремонтирован и переоборудован. Поставили новый двигатель и современное навигационное оборудование. За пять лет в доках Кронштадта парусник был фактически отстроен заново. Первый свой рейс после модернизации «Седов» совершил в Данию, где принял участие в праздновании трехсотлетнего юбилея Витуса Беринга.

В 1983-1984 годах парусник обошел вокруг Европы и впервые за долгое время посетил свой родной порт Бременхафен.  В 1984 году барк «Седов» совершил плавание вокруг Скандинавии, которое завершилось в Архангельске, откуда когда-то и отправился изучать Арктику сам Г.Я.Седов. В восьмидесятых годах парусник стал регулярно участвовать в международных парусных гонках, а также принимать на борт для обучения не только советских, но и иностранных курсантов.

Курсанты на СедовеВ 1991 году после развала СССР барк «Седов» был передан Мурманскому Государственному Техническому Университету.

В девяностые годы парусник совершал учебные рейсы и участвовал в международных парусных регатах. Дважды «Седов» одерживал победу в знаменитой парусной регате «Cutty Sark» Tall Ships’ Races» в 1991 и 1995 годах.

В июле 2000 года, барк «Седов», придя на гонки в французский Брест, был арестован швейцарской компанией «Noga» якобы за долги российского правительства. Ситуацию спас адвокат Мишель Куимбер, доказавший, что судно не является правительственной собственностью, а принадлежит МГТУ, и конфисковано быть не может.

барк СедовВ 2005 году был снят немецкий художественный фильм «Трагедия Памира», где «Седов» участвует в одной из главных ролей. Для съемок в фильме корпус судна был перекрашен из традиционно белого в черный цвет.

В 2011 году знаменитый барк отметил свой 90-летний юбилей! А в 2012-м отправился в свою первую кругосветку, которая завершится летом 2013 года, и пока еще есть возможность принять в ней участие каждому, для кого паруса и море – не просто слова, а мечта о романтике и приключениях сильна настолько, что хватит смелости воплотить ее в жизнь.

Карта кругосветного путешествия барка "Седов" 2012-2013
Карта кругосветного путешествия барка “Седов” 2012-2013 

Фильм о барке “Седов”, телекомпания “Арктик ТВ” 

Назад
Барк “Крузенштерн”
Вперед
Линкор “Виктори”
фильм blogini.me на андроид, айфоне

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика
Проверка тиц pr