Фрегат “Паллада”, 1832
КораблиПарусные корабли времен минувших
«Паллада» – российский линейный фрегат Балтийского Флота. Парусник был построен в Санкт-Петербурге на Охтинском Адмиралтействе в 1831-1832 гг. Строили «Палладу» по чертежам английского фрегата «Президент», которые добыл в Англии штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов.
Руководил строительством фрегата полковник В.Ф. Стокке. По приказу императора Николая I новый корабль должен был в точности соответствовать английскому фрегату, но Стокке отступил от этого приказа, снабдив «Палладу» круглой кормой, более прочной и легкой, нежели корма «Президента». В длину фрегат был 52,73 метра, в ширину – 13,6 метра, вооружение состояло из 52 пушек.
Первым капитаном «Паллады» был назначен капитан-лейтенант Павел Степанович Нахимов, один из самых выдающихся русских флотоводцев.
Летом 1837 года «Паллада» совершила плавание в Англию, везя золото с Монетного Двора.
В 1846 году фрегат был капитально отремонтирован и перевооружен, а с 1847 года «Палладой» командовал сам Великий Князь Константин Николаевич, который использовал фрегат как опытную площадку для размещения корабельных орудий.
В 1852 году фрегат «Паллада» отправился с дипломатической миссией к берегам Японии. Капитаном корабля был тогда И.С. Унковский, дипломатическую миссию возглавлял вице-адмирал Е.В. Путятин, секретарем которого стал известный писатель Иван Александрович Гончаров, написавший впоследствии книгу «Фрегат Паллада», повествовавшую об этом путешествии.
С 1639 года Япония была страной, закрытой для иностранцев. Любой чужеземец, сошедший на берег Японии, немедленно подвергался смертной казни. Единственным портом, куда могли заходить китайские и голландские корабли (две страны, для которых было сделано послабление) был порт Нагасаки. Наладить торговые связи с Японией пытались неоднократно как европейские страны, так и США. Именно с этой целью фрегат «Паллада» и был направлен к японским берегам.
Путь «Паллады» пролегал из Кронштадта к берегам Англии, затем через Атлантику мимо мыса Доброй Надежды и далее по Индийскому океану с заходом на острова Ява, Сингапур и в Гонконг. Конечной точки своего путешествия японского порта Нагасаки фрегат «Паллада» достиг в августе 1853 года.
Переговоры с Японией тянулись медленно и долго. Жить экипажу пришлось прямо на корабле, так как японцы не разрешили им разместиться на берегу. За время переговоров команда «Паллады» во главе с естествоиспытателем К.Н. Посьета исследовали побережье Корейского полуострова и западный берег Японского моря.
В мае 1854 года после успешного завершения переговоров в Нагасаки фрегат «Паллада» направился к российским дальневосточным берегам, где экипаж корабля узнал о начале Крымской войны. Опасаясь нападения со стороны англичан, фрегат «Паллада» должен был встать на зимовку в устье Амура. Но из-за малых глубин реки и плохого состояния судна сделать это не удалось, и «Паллада» осталась зимовать в Императорской (сейчас Советской) гавани. Война обошла «Палладу» стороной, и корабль простоял в бухте до января 1856 года. И 31 января 1856 года по приказу губернатора Камчатки В.С. Завойко был затоплен в Константиновской бухте (сейчас Постовая) по причине ветхости.
В XX веке несколько раз предпринимались попытки поднять корабль со дна, но корпус «Паллады» оказался настолько разрушен, что эта затея не увенчалась успехом. Тем не менее, с «Паллады» был поднят якорь и части обшивки. Якорь установили на острове «Русский». А в 1956 году в бухте Постовая был установлен памятник знаменитому фрегату: колонна, которую венчает метровая копия парусника.
В 1989 году в Польше было построено учебно-парусное судно, названное в честь знаменитого корабля – «Паллада».
Оставить комментарий