Фрегат “Штандарт”, 1703
КораблиПарусные корабли времен минувших
Штандарт — трехмачтовый фрегат, заложенный Петром Первым на Олонецкой верфи и ставший первенцем российского военного флота.
Северная война (1700-1721), которая велась на просторах Балтийского моря, поставила перед Петром Первым задачу о создании Балтийского флота. И уже 24 марта (4 апреля) 1703 года первый фрегат будущего великого флота был заложен на Олонецкой верфи на реке Свирь (сейчас это Лодейное поле).
Руководителем проекта был назначен голландский кораблестроитель Выбе Геренс. Петр Первый познакомился с Геренсом еще в Амстердаме, когда осваивал там морскую науку. При строительстве нового фрегата мастера совмещали голландскую и английскую методики. Различались они в основном тем, что голландцы строили суда «опытным» путем, без схем, основываясь на знаниях корабельных мастеров, которые передавались от отца к сыну. Англичане уже в то время отдавали предпочтение расчетам и чертежам. К тому же голландские корабли отличались более плоским днищем и мелкой осадкой, а английские парусники имели такелаж выше голландских.
«Штандарт» построили в рекордные сроки, уже через полгода, 22 (31) августа 1703 года фрегат был спущен на воду. Длина нового судна составляла 27,5 метров, ширина 7,3 метра, водоизмещение 220 тонн. Численность экипажа — 120 человек. «Штандарт» был вооружен 28 пушками: 8-, 6- и 3-фунтовыми, тогда как основная масса российских кораблей того времени была вооружена трехфунтовыми пушками.
Свое название «Штандарт» получил неслучайно. В 1703 году после взятия крепости Ниеншанц в устье Невы Петр Первый утвердил новый государственный флаг, на котором был изображен двуглавый орел, держащий в лапах и клювах карты четырех морей: Черного, Белого, Азовского и Балтийского. Это означало то, что Россия теперь имеет выход к четырем стратегически важным морям, и по праву может именоваться морской державой.
8 (19) сентября 1703 года «Штандарт» отправился в свое первое плавание к крепости Шлиссельбург. Капитаном судна стал сам Петр Первый под именем Петра Михайлова.
Фрегат «Штандарт» более 25 лет пробыл на службе Российского военного флота. Наиболее активное участие парусник принимал в сражениях Северной войны — защищал Санкт-Петербург с моря. В июне 1705 года «Штандарт» в составе эскадры вице-адмирала Крюйса оборонял остров Котлин от нападений шведского флота.
В 1709-1711 гг. «Штандарт» стоял в Санкт-Петербурге на тимберовке (капитальный ремонт). В 1719 году фрегат по приказу Петра Первого отправился на вечную стоянку в Кронверкской протоке, так как состояние «Штандарта» уже не позволяло ему выходить в море. В 1727 году парусник был вытащен на берег, предполагалось сохранить его как первый фрегат русского Балтийского флота. Но корабль оказался настолько ветхим, что от этой затеи пришлось отказаться. И в 1730 году «Штандарт» был разобран.
Имя «Штандарт» носили различные парусные суда до 1917 года, последним из них была императорская яхта Николая Второго.
В 1999 году на воду была спущена реплика фрегата «Штандарт», построенная в Санкт-Петербурге под руководством Владимира Мартуся.
1 Комментарий