Катти Сарк

Живые легендыКорабли

Родившийся в рубашке 

Катти Сарк«Катти Сарк» (англ. Cutty Sark) – последний чайный клипер, построенный еще в 1869 году и сохранившийся до сих пор, один из самых знаменитых парусных кораблей мира.

Так получилось, что всемирную известность клипер «Катти Сарк» получил только за сам факт своего существования. Он был спущен на воду под самый закат парусной эпохи, в нем отразилось мастерство кораблестроителей, наработанное за многие годы существования парусного флота.Клипер «Катти Сарк» не был чем-то из ряда вон выходящим среди других парусных кораблей, не был он и самым быстрым. Будучи обычным торговым судном, он не принимал участия в знаменитых морских сражениях, а исправно доставлял грузы сначала китайского чая, потом австралийской шерсти, к берегам Англии. Но, тем не менее, об этом паруснике знают во всем мире только благодаря тому, что он последний. Последний чайный клипер. Так же, как барк «Крузенштерн» – последний из «летающих П». И многие люди из разных стран стремятся посетить знаменитый парусник, чтобы собственноручно прикоснуться к живой легенде.

Джон Уиллис
Джон Уиллис – Старая белая шляпа

Клипер «Катти Сарк» сошел со стапелей 23 ноября 1869 года в Шотландии в городе Дамбартон (Dumbarton). Заказал корабль британский судовладелец  Джон Уиллис, носивший прозвище «Старая белая шляпа», потому как всегда и везде появлялся в безупречно-белом цилиндре.  Джон Уиллис был владельцем немалого количества клиперов, среди которых самыми известными были «Твид» и «Ламмермюр». Клиперы в XIX столетии были самыми быстрыми парусными кораблями, и между ними проводились ежегодные гонки. Хозяин того судна,  что раньше других доставит новый урожай чая в Англию, получал большую часть прибыли от реализации товара. Несмотря на то, что в конце XIX века первые пароходы начали осваивать морские просторы, среди моряков оставалось еще немало преданных парусам, Джон Уиллис был среди них.  Он хотел, чтобы его новый клипер «Катти Сарк» стал самым быстрым клипером за всю историю парусного флота.  Выполнять заказ Старой белой шляпы взялась компания «Скотт и Линтон» (Scott & Linton), корабельным мастером был сам Геркулес Линтон. Отличительной особенностью нового парусника от прочих клиперов стала высокая мощная корма, что в дальнейшем не раз защищала судно и экипаж во время шторма.  Но компания  «Скот и Линтон» только и успела, что собрать корпус будущего шедевра, и в 1869 году разорилась. Достраивала знаменитый парусник уже другая фирма, правда, по чертежам Линтона.

Карандашный эскиз носовой фигуры клипера "Катти Сарк"
Карандашный эскиз носовой фигуры клипера “Катти Сарк”

Название паруснику по тем временам была дано престранное. Cutty Sark переводится  с шотландского как «короткая рубашка». И дано он было кораблю не просто так. Клипер был назван в честь известной в Шотландии ведьмы –  Нэн-короткая-рубашка, героини стихов Роберта Бернса «Тэм О’Шентер».  Носовая фигура клипера, сделанная Ф.Хельером из города Блэкуэла, изображала  саму ведьму с вытянутой рукой, преследующую главного героя стихов Бернса Тэма, изображенного вместе со своей лошадью Мэг на бушприте. В последствии в плаваниях во время штормов рука ведьмы так же, как и голова, неоднократно терялась, и ее заменяли на новую, выполненную уже не столь искусно.

Корма Катти СаркНовый клипер получился прекрасным: черный корпус с двумя золотыми линиями, золотой же узор из лавровых листьев и буквы названия и порта приписки (London).  Помимо этого, на корме была изображена так называемая «Звезда Индии» с надписью по кругу «Небесный свет укажет нам путь» и буква W с лучами солнца – знак самого Джона Уиллиса. Длина корпуса составляла 64,8 метра, водоизмещение  – 2133,7 тонн, площадь парусов – 2980 квадратных метров! Капитаном новорожденного клипера стал сорокалетний Джордж Мьюди.

Катти Сарк и ФермопилыСтать первым в чайных гонках из Китая в Лондон «Катти Сарк» так никогда и не удалось. Причиной этому стали не технические недостатки парусника – что и говорить, выполнен он был великолепно –  а всяческие нелепые случайности и неурядицы.  Наиболее известной стала гонка 1872 года, где главным конкурентов «Катти Сарк» был клипер «Фермопилы».  18 июня 1872 года во время шторма у клипера «Катти Сарк» произошла поломка руля. И капитан Мюди приказал изготовить новый прямо в бушующем море, не заходя в ближайший порт на ремонт, чтобы не прекращать гонку! Новый руль делали восемь суток, организовав кузницу прямо на палубе, судно все это время удерживалось с помощью плавучего  якоря.  И несмотря на эту заминку, «Катти Сарк» преодолел путь от Шанхая до Лондона за 122 дня, всего на неделю позже «Фермопил».

Катти СаркПостепенно парусники вытеснялись пароходами, и бывшие чайные клиперы стали «шерстяными» –  возили шерсть из Австралии в Англию.   Здесь «Катти Сарк» тоже всегда был в числе первых.

В 1895 году Джон Уиллис продал клипер в Португалию, новым хозяином «Катти Сарк» стала фирма «Ферейра».  После этого до 1922 года парусник сменил еще нескольких владельцев, а затем был куплен Уилфредом Доуменом. Новый капитан восстановил первоначальный вид судна и стал использовать его в учебных целях.

В 1854 году легендарный парусник поставили в сухой док в Гринвиче. Так «Катти Сарк» стал плавучим музеем.

Клипер "Катти Сарк" в Гринвиче
Клипер “Катти Сарк” в Гринвиче

В мае 2007 года клипер «Катти Сарк» сильно пострадал от пожара. Огонь уничтожил до восьмидесяти процентов деревянной обшивки и перекрытий парусника, однако, по счастливой случайности, рулевое колесо, мачты, паруса и носовая фигура были в это время убраны с корабля на реставрацию и не пострадали при пожаре. На реставрацию судна потребовалось пять лет и почти 50 млн. фунтов стерлингов!  В апреле 2012 года «Катти Сарк» снова был открыт для посетителей.

В честь знаменитого парусника был назван один из сортов виски «Катти Сарк», и компания-производитель этого виски является спонсором ежегодной регаты имени «Катти Сарк».

Более полную историю клипера можно прочитать в повести И.А. Ефремова «Катти Сарк».

Так получилось, что клипер «Катти Сарк» действительно оказался «рожденным в рубашке»: несмотря на все злоключения и неудачи, он не покоится где-нибудь на дне океана, а украшает своим великолепием Гринвичскую набережную Лондона. И у каждого из нас есть возможность побывать на нем.

Назад
Бриг Меркурий
Вперед
Барк “Крузенштерн”
Le traitement est gГ©nГ©ralement de prГ©vention, et comprend extГ©rieurs des outils permettant de rГ©duire la formation de comГ©dons et inhibent le dГ http://helenabyelena.com/luchando-con-el-acn/home-remedies-for-acne-20/ d'acide salicylique, de produits contenant du soufre, de l'acide azГ©laГЇque, le palmitate de rГ©tinol, la trГ©tinoГЇne, l'adapalГЁne, l'isotrГ©tinoГ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.