Клипер “Ариэль”
КораблиПарусные корабли времен минувших
Ариэль (Ariel, англ.) – британский чайный клипер, построенный в 1865 году и прославившийся благодаря большой чайной гонке из Китая в Лондон в 1866 году, в которой разделил первое месте с клипером «Тайпин».
Клипер – одно из самых распространенных парусных судов XIX века. Их эпоха была совсем недолгой – около 50 лет, но клиперы стали одной из самых ярких страниц в истории парусного флота. Им не было равных не только в быстроходности (клиперы могли развивать скорость до 20 узлов, притом, что предельная скоростная планка остальных парусников находилась примерно на 14 узлах), но и в красоте и изяществе немногие корабли могли тягаться с клиперами. Первыми клиперы начали строить американцы. А затем, увидев все преимущества новых парусников, и англичане. Между двумя державами развернулось настоящее соревнование в постройке клиперов. За пару десятилетий их было спущено на воду более пятисот. Наиболее известными американскими клиперами были «Грейт Рипаблик», «Флаинг Клауд», «Джеймс Бейнс», «Лайтнинг», «Соверен ов де Сиз». Англия же прославилась такими парусниками как «Титания», «Ариэль», «Фермопилы», «Сэр Ланселот», «Катти Сарк». Клиперы имели стройный острый корпус и отличались большой площадью парусов, которые несли на трех мачтах. Американские клиперы были несколько крупнее английских (75 против 60 метров длины), зато английские имели металлический шпангоут под деревянной обшивкой и потому были долговечнее. Основным назначением клиперов была доставка чая из Китая в Лондон и в Нью-Йорк, поэтому их называли чайные клиперы. Позже, в конце XIX века, когда первые пароходы начали осваивать морские просторы, клиперы возили шерсть из Австралии в Европу и Америку, за что их прозвали шерстяными.
Клипер «Ариэль» был спущен на воду в 1865 году на верфи «Steele of Greenock». Чертежи «Ариэль» были разработаны шотландцем Уильямом Ренни, а главным кораблестроителем стал Роберт Стилл. В длину «Ариэль» был 59,4 метра, в ширину – 10,3 метра, водоизмещение парусника составляло 866 тонн. Длина самой высокой мачты клипера «Ариэль» составляла 42 метра, что было выше всех мачт других клиперов.
Неофициальные чайные гонки были в XIX столетии весьма знамениты, ведь тот предприниматель, кто первым получал чай нового урожая, имел большую фору в прибыли. А значит, экипаж победившего парусника награждался куда более высоким жалованием, нежели все остальные. На гонки делались большие ставки. Интриги добавляло то, что сообщения с парусниками в ту пору не было, и всем оставалось только гадать о том, кто придет первым.
Самая знаменитая парусная чайная гонка состоялась в 1866 году. Из порта Фунчжоу в мае 1866 вышли 16 клиперов, пять из которых были фаворитами гонки: «Ariel» (капитан Джон Кей), «Fiery Cross» (капитан Ричард Робинсон), «Taeping» (капитан Дональд Мак-Киннон), «Serica» (капитан Джордж Иннес), «Taitsing» (капитан Даниэл Нут-сфорд). Все 99 дней гонки клиперы шли достаточно ровно, и было неизвестно, кто же одержит победу. Дольше всех удерживал лидерство в гонке клипер «Fiery Cross», но у мыса Доброй Надежды его обошел «Тайпин». А вскоре вперед вырвался клипер «Ариэль». И 6 сентября 1866 года «Ариэль» первым подошел к Ла-Маншу. За ним, отстав меньше чем на одну милю, шел «Тайпин». Далее события развивались весьма драматично. Первым достиг дока клипер «Ариэль», но причалить ему не удалось из-за низкого уровня воды, зато клиперу «Тайпин» удалось пришвартоваться в другом доке, после чего 7 сентября «Тайпин» объявили победителем гонки. Но так как ситуация оказалась более чем спорной, то вознаграждение за победу в гонке было поделено между двумя судами. До сих пор единого мнения о победителе этой гонки не существует. Законное третье место досталось клиперу «Serica». «Fairy Cross» и «Taitsing» прибыли в Англию 9 сентября.
Клипер «Ариэль» шесть лет верой и правдой служил Великобритании. После строительства Суэцкого канала, «Ариэль», как и большинство его собратьев», стал возить шерсть из Сиднея в Лондон. И в 1872 году один из самых быстрых чайных клиперов в мире пропал без вести. Вероятнее всего он затонул близ мыса Доброй Надежды.
Оставить комментарий