Клипер “Фермопилы”

КораблиПарусные корабли времен минувших

Чайный клипер, сын морей и ветра.

Клипер «Фермопилы» («Thermopylae»), названный так в честь ущелья Фермопилы, в котором в сентябре 480 года до н.э. произошло кровопролитное сражение между персами и греками, где многотысячному персидскому войску противостояло чуть больше полутысячи греков, по праву называют самым быстрым и одним из самых красивых кораблей за всю историю парусного флота. Название клипера символизирует доблесть и самоотверженность. Он сошел со стапелей верфи шотландского города Абердина в 1868 году, в самый расцвет эпохи чайных клиперов, и был предназначен для перевозки чая из Китая в Великобританию.  Судно было построено по проекту лондонского инженера Бернарда Веймута и являлось заказом компании White Star Line. Первым владельцем судна стал англичанин Уолтер Худ.

Все, когда-либо видевшие парусник своими глазами, приходили в полный восторг.  Темно-зеленые борта судна сочетались с белыми мачтами, реями и бушпритом. Идеальные пропорции рангоута и такелажа придавали удивительную воздушность клиперу. Площадь основной парусности составляла 2500 кв.метров, площадь дополнительной – 930 кв.метров.  На носу судна установлена фигура спартанского царя Давида. Общая длина судна – 64,7 метров, ширина – 11 метров, осадка  – 6,4 метра. В его трюмах помещалось до тысячи тонн груза.

«Фермопилы» стал настоящим рекордсменом  среди парусных кораблей, на его счету как минимум три скоростных рекорда.  Первый рекорд парусник установил уже в свое дебютное плавание, преодолев расстояние от Мельбурна до Лондона за 60 дней, приняв пальму первенства от американского судна «Джеймс Бейнс» (63 дня). Этот результат «Фермопил» остается непревзойденным  среди парусных кораблей до сих пор. Помимо этого в активе «Фермопил» есть еще два непревзойденных рекорда: путь из Мельбурна в Шанхай легендарный парусник преодолел за 28 дней, а из Шанхая в Лондон – за 91 день.

В 1872 году клипер «Ферморпилы» выиграл чайные гонки из Шанхая в Лондон, опередив своего главного соперника «Катти Сарк» на целую неделю, отставшей по причине поломавшегося руля.

Удивительной особенностью «Фермопил» было то, что парусник умел улавливать даже самый незначительный ветер. Английский историк парусного флота Бэйзил Лаббок отмечал, что «Фермопилы» мог достигать скорости в семь узлов при таком ветре, который не тушил зажженную на палубе свечу.

В восьмидесятых годах девятнадцатого столетия в связи с развитием пароходства и переносом места закупок чая на остров Цейлон, клиперы, в том числе и «Фермопилы»,  стали возить шерсть из Австралии в Англию. Путь до Австралии пролегал вдоль мыса «Доброй Надежды» через ревущие «сороковые широты», прославленные своими штормами. «Фермопилы» и его вечный соперник «Катти Сарк» возглавили шерстяной флот Великобритании.

В 1890 году великолепный корабль, гордость парусного флота Англии был продан в Канаду и приспособлен для перевозки рыбы, но уже  1897 году парусник купил военный флот  Португалии, где его переименован в «Педро Нулес». И последние десять лет своей жизни он прослужил учебным судном португальского флота.

В 1907 году в результате сильного износа было принято непростое решение о списании парусника с дальнейшим его затоплением.  Клипер «Фермопилы» был затоплен со всеми почестями, соответствовавшими статусу легендарного парусного судна. Украшенный флагами, с внешнего рейда гордый сын моря пошел ко дну под похоронный марш Шопена перед строем военных судов.

 При подготовке статьи использованы материалы из книг Льва Скрягина “Парусники мира” и Ивана Ефремова “Катти Сарк”

Вперед
Чёрная Жемчужина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.