Клипер «Грейт Рипаблик»

КораблиПарусные корабли времен минувших

Грейт Рипаблик  (Great Republic, англ.) – самый большой деревянный клипер XIX века.  Он был построен знаменитым американским судостроителем Дональдом Маккеем, автором таких замечательных парусников как «Флайинг Клауд», «Соверин оф де Сиз», «Джеймс Вэйнс», «Ртэг Хаунд», «Флайинг Фиш», «Лайтнинг», «Увствард Хо».  Корабли Маккея были самыми быстрыми судами своего времени, за сутки они могли преодолевать до четырехсот миль.«Грейт Рипаблик» был спущен на воду в 1853 году в Бостоне и отправлен на достройку в Нью-Йорк. Маккей строил этот корабль на свой страх и риск – четырехпалубный «Грейт Рипаблик» был настолько огромен, что никто из судовладельцев не решился вкладывать в него свои деньги, и корабельный мастер оплачивал это предприятие целиком из своего кармана, а сумма получилось немалая  — триста тысяч долларов! Клиперу «Грейт Рипаблик» не было равных по своим размерам. Большинство американских клиперов XIX века имели длину около 70 метров и считались самыми большими в мире, английские клиперы были в среднем около 60 метров. Длина же «Грейт Рипаблик» составляла 101,5 метр!  Ширина клипера – 16,2 метра, тоннаж – 4556 тонн.  Высота грота «Грейт Репаблик» достигала 70 метров. Четыре мачты парусника несли паруса общей площадью 6070 квадратных метров. Нижние паруса «Грейт Репаблик» были настолько огромны, что Маккею пришлось сделать их разрезными. Капитаном судна был назначен брат строителя парусника Лохан Маккей.

Самый огромный парусник в мире должен был совершить свой первый рейс из Нью-Йорка в Австралию в канун нового 1854 года.  Но этому не суждено было произойти. Ночью 26 декабря 1853 года на нью-йоркской набережной Саут-Стрит, где и стоял «Грейт Рипаблик», загорелись склады. Из-за сильного ветра огонь в считанные минуты перекинулся на стоящий рядом только что отстроенный великолепный парусник. Просмоленный корабль вспыхнул как спичка. Прибывшие пожарные не могли потушить бушующее пламя. Для того, чтобы огонь не перекинулся на стоящие рядом суда, было принято решение рубить мачты. Падающие огромные горящие мачты разбили все палубные постройки, бизань пробила три палубы из четырех. Корабль тушили в течение двух дней, вся надводная часть клипера сгорела…

Самым удивительным в этой истории стало то, что Дональд Маккей не пришел в отчаяние и не махнул рукой на погибший корабль. Он составил проект реконструкции парусника, деньги на которую взял из аванса для строительства новых клиперов по заказу английской фирмы «Блек-болл Лайи». В течение пятнадцати месяцев он работал над восстановлением «Грейт Рипаблик», успев при этом отстроить и девять заказанных клиперов.

Возрожденный «Грейт Рипаблик» хоть и был меньше первоначального, но все равно оставался самым большим парусников своего времени. Теперь клипер имел вооружение четырехмачтового барка с тремя палубами вместо четырех, уменьшился тоннаж судна до 3357 тонн, короче стали мачты и реи парусника.

Свой первый рейс обновленный «Грейт Рипаблик» совершил в Англию, и на Темзе даже не нашлось дока, способного принять столь большой корабль. Он был не только самым большим парусником, но и одним из самых быстроходных, за сутки «Грейт Рипаблик» мог преодолеть 413 миль.

В период Крымской войны «Грейт Рипаблик», зафрахтованный французами, перевозил солдат и грузы к Севастополю. В ноябре 1854 года вместе в кораблем «Черный Принц» «Грейт Рипаблик» попал в шторм близ Балаклавы. Чтобы избежать гибели и успеть выйти в открытое море, на «Грейт Рипаблике» было приказано обрубить якоря. В 1977 году один из якорей «Грейт Рипаблик» был поднят со дна Черного моря и установлен на Историческом Бульваре города Севастополя.

После войны клипер совершал рейсы между Англией и США, а затем был куплен одной английской торговой компанией и переименован в «Денмарк» (Denmark). Затонул бывший «Грейт Рипаблик» в 1872 году, попав в шторм.

Назад
Клипер «Ариэль»
Вперед
«Мэри Роуз», флагманский корабль Генриха XVIII Тюдора

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ozon.ru
Яндекс.Метрика
Проверка тиц pr