Мачты

РангоутТеория

МачтыМачта (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая растяжками, т. н. вантами, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.

Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, служащее основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.

Мачта — состоит из двух или трех составных по длине частей: собственно мачты, стеньги и брам-стеньги. У мест соединения расположены площадки: нижняя — марс, верхняя — салинг.

В зависимости от размеров судна и типа парусного вооружения, количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, — бизань-мачтой.

Если мачт меньше трех, то грот-мачта — всегда самая высокая и ближе к корме судна, если у корабля одна мачта — то это как раз-таки грот.

Если у судна больше трех мачт — то первая мачта будет фок-мачтой, последняя бизань-мачтой, а все остальные будут по порядку именоваться — первый грот, второй грот и тд.

Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трех мачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты — 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.

В XV—XVI вв, на судах имелась еще и четвертая мачта, которую англичане называли бонавентур-мачтой (bonaventure mast), а итальянцы — пало (palo).

До того, как мачты получили свои традиционные названия, их называли по местоположению на судне: носовая, средняя и задняя. На галионах носовая, или фок-мачта, стояла впереди бака.

Бушприт — это тоже мачта, просто сильно наклоненная в горизонтальной плоскости Угол, который он образует с горизонтальной плоскостью, на современных парусных судах близок 20°, а на старинных судах и галионах — примерно 36°.

Мачты для небольших судов изготовляли из цельного дерева, это так называемые мачты-однодеревки. Для большинства остальных, так же как и для новых судов, их выполняют из трех частей, соединенных друг с другом, которые при необходимости можно разъединить.

Устройство мачты
Устройство мачты

Устройство мачты

1 — Нижняя мачта (колонна); 2 — цапфа; 3 — железные бугели; 4 — чиксы; 5 — лонг-салинги; 6 — краспицы; 7 — эзельгофт; 8 — стеньга; 9 — брам-стеньга; 10 — бом-брам-стеньга; 11 — флагшток; 12 — клотик; 13 — вулинг; 14 — деревянный бугель; 15 — шкало; 16 — крепление шкало; 17 — вязка вулинга.

Слово «фор», прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к фок-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки.

Слово «грот», прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к грот-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки.

Слово «крюйс», прибавляется к названиям рангоутных деревьев, частей такелажа и парусов относящихся к бизань-мачте, но укрепленных выше марсовой площадки.

«Брам» — слово, добавляемое к названиям рангоута, такелажа или паруса, указывает на их принадлежность к третьему колену снизу.

«Бом» — указывает на принадлежность к четвертому колену снизу.

Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами — тросовыми вулингами. Нижний конец мачты — шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс — гнездо, находящееся на кильсоне.

Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой.

Таким образом, грот-мачта состоит из нижней грот-мачты, грот-стеньги и грот-брам-стеньги. В последней различают две части: нижнюю — собственно грот-брам-стеньгу и верхнюю — грот-бом-брам-стеньгу.

Аналогично фок-мачта состоит из нижней фок-мачты, фор-стеньги и фор-брам-стеньги.

Бизань-мачта состоит из нижней бизань-мачты: крюйс-стеньги и крюйс-брам-стеньги; последняя разделяется на две части: нижнюю — собственно крюйс-брам-стеньгу и верхнюю — крюйс-бом-брам-стеньгу.

Бушприт состоит из собственно бушприта, утлегаря и бом-утлегаря. На деревянных судах утлегарь и бом-утлегарь часто не разделяли, а изготовляли из одной штуки. На старинных судах бушприт состоял из собственно бушприта и утлегаря.

С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним — два продольных бруса — лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.

 

  • Поделиться:
Назад
Бриг

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ozon.ru
Яндекс.Метрика
Проверка тиц pr