Мария Целеста

КораблиПарусные корабли времен минувших
Мария Селеста
Мария Целеста

Мария Целеста, или Мария Селеста (Mary Celeste, «Мария Небесная», «Девственница Мария», «Дева Мария») – самый известный из всех когда-либо реально существовавших кораблей- призраков. Парусник был найден целым и невредимым, но без единого члена экипажа 4 декабря 1872 года в Атлантическом океане между Азорскими островами и Португалией.
Вокруг этого корабля плотным клубком переплелись множество легенд и тайн. До сих пор неизвестно, по какой именно причине команда в полном составе покинула исправный парусник. Вот уже более ста лет на этот счет выдвигаются все новые версии и предположения. А ответа на этот вопрос по-прежнему нет.

"Амазонка" - будущая "Мария Целеста"
“Амазонка” – будущая “Мария Целеста”

“Мария Целеста” была небольшой бригантиной, построенной в Новой Шотландии на острове Спенсер в 1862 году Джошуа Дэвисом. Длина корабля составляла примерно 31 метр, ширина 7,6 метра, осадка 3,5 метра, водоизмещение 282 тонны. Первоначально парусник назывался  «Амазонка» (Amazon).

С самых первых дней корабль преследовали всяческие неудачи. В первом же плавании  капитан судна погиб, затем на протяжении нескольких лет парусник постоянно переходил из рук в руки. В 1869 году после очередного кораблекрушения у берегов Новой Шотландии, парусник продали в Америку,   где нарекли новым именем «Мария Целеста».

Капитан "Марии Целесты" Бенджамин Бриггс
Капитан “Марии Целесты” Бенджамин Бриггс

И вот 5 ноября 1872 года «Мария Целеста» отправилась в  свое самое знаменитое плавание. Капитаном судно тогда был 37-милетний Беджамин Бриггс. Судно вышло  из порта Статен-Айленд (Нью-Йорк) и направилось к берегам Италии в Геную.

жена и дочь Бриггса
Жена и дочь Б.Бриггса

На борту судна был груз 1701 баррель коньячного спирта-ректификата компании «Meissner Ackermann & Coin». Команда корабля состояла из семи человек экипажа (1-й помощник: Альберт Ричардсон, 2-й помощник: Эндрю Джиллинг, кок: Эдвард Хэд, матросы: Волкерт Лоренсон, Ариан Мартенс, Бой Лоренсон, Готтлиб Гондешаль), капитана Бенджамина Бриггса, помимо них на корабле были жена капитана Сара Элизабет Кобб-Бриггс с их двухлетней дочерью Софией Матильдой.

Почти одновременно из того же порта с курсом на Гибралтар вышел бриг «Деи Грация» (Dei Gratia) под командованием капитана Дэвида Рида Морхауза, который был дружен с капитаном «Марии Целесты» Бриггсом. Перед отплытием из Нью-Йорка семьи Бриггсов и Морхаузов устроили совместный ужин, еще не подозревая, что это будет их последняя встреча.

Дэвид Рид Морхауз
Дэвид Рид Морхауз

Именно корабль «Деи Грация» и обнаружил 4 (5) декабря 1872 года опустевшую «Марию Целесту». На «Деи Грации» заметили, что судно движется какими-то странными зигзагами, попытки выйти на связь с «Марией Целестой» успеха ни принесли. Людей на палубе видно не было, и капитан «Деи Грации» принял решение подняться на борт «Марии Целесты». Члены экипажа «Деи Грации» стали единственными свидетелями по делу о таинственном паруснике.
Корабль действительно оказался совершенно пуст, ни одного человека, ни живого, ни мертвого на нем не было. При детальном осмотре корабля было выяснено, что корабль совершенно цел, никаких серьезных повреждений не обнаружено, в трюмах и на палубе корабля плескалась морская вода, кое-где ее уровень достигал одного метра, но пробоин в судне не было, и причиной появления воды были, по всей вероятности, открытые крышки всех люков.
Окна капитанской каюты были заколочены досками, а сама каюта обтянута брезентом. Самым странным было то, что экипаж корабля, покидая судно, не взял с собой практически ничего. Весь груз спирта-рефрактора был цел, оставлены также все личные вещи членов экипажа и пассажиров. Даже курительные трубки матросов были на своих местах. Деньги и драгоценности тоже оказались нетронуты. Из навигационных приборов не хватало секстана и хронометра, компас оказался на месте, но в сломанном виде. Все это говорило о том, что команда покидала корабль в спешке, но вряд ли предполагала оставлять его на длительное время. На судне были обнаружены значительные запасы провизии, беглецы взяли с собой только небольшое количество уже приготовленной еды.

Версия, что судно попало в шторм, была сразу исключена, во-первых, по той причине, что все вещи на паруснике лежали на своих местах, даже масленка на швейной машинке жены капитана не упала при качке, а во-вторых, другие суда, бывшие в это же время в районе катастрофы, о шторме не сообщали.

Из бумаг на судне был найден только судовой журнал, который в торопях, скорее всего, просто забыли.
Единственная спасательная шлюпка также отсутствовала, что говорило о том, что на ней-то и покинули корабль члены экипажа.

Последняя запись с судовом журнале была сделана 24 ноября 1872 года, в ней значились координаты «Марии Целесты» 36°57′ с. ш. и 27°20′ з. д.. На грифельной доске в кают-компании (где делались черновые записи перед занесением их в судовой журнал) были данные о том, что 25 ноября 1872 года корабль был в шести милях к юго-юго-западу от острова Санта-Мария (Азорские острова). Что же случилось с ним после этого никому не известно до сих пор.
Капитан «Деи Грации» оставил на «Марии Целесте» нескольких членов своего экипажа, которые и привели парусник в Гибралтар. Британским Адмиралтейством был сделан тщательный осмотр судна и проведено следствие. Но точных причин исчезновения экипажа установить так и не удалось. Дэвид Морхауз, капитан «Деи Грации», получил вознаграждение за спасение судна и доставку груза.

Мария Целеста

 За почти 150 лет с момента трагедии появилось великое множество версий, касаемых тайны «Марии Целесты» от более или менее правдоподобных до сущего вымысла. Как только не пытались объяснить то, что случилось со знаменитым парусником! Сюда приплетали тайны Бермудского Треугольника, пиратов, фантастических чудовищ и даже пришельцев из космоса. Одна из наиболее распространенных версий была о том, что на корабле случился мятеж, в результате которого была убита жена капитана и сам капитан, а команда в страхе сбежала. Но эта версия тоже не была подтверждена следствием. Нападение пиратов также было исключено, потому как на корабле в нетронутыми были обнаружены все ценные вещи и весь груз спирта, который был бы весьма привлекательной добычей для пиратов.

Одна из наиболее правдоподобных гипотез — гипотеза Кобба, родственника Бриггса, который тщательно изучил все материалы, относящиеся к делу «Марии Целесты». Все свои доводы он опубликовал в 1940 году в книге «Розовый коттедж». Как считал Кобб, экипаж «Марии Целесты» спешно покинул судно из-за воспламеняющихся паров газа, которые образовывались в трюмах, где хранились бочки со спиртом, вероятно, негерметично закрытые. Видимо, 24 ноября 1872 года произошло несколько небольших взрывов газа, которые не принесли особых разрушений кораблю, но изрядно напугали команду. Некоторые из этих взрывов, скорее всего, вынесли крышки люков. Но возможно, что люки были открыты членами экипажа, чтобы проветрить трюм. Капитан «Марии Целесты», боясь, что взрывы могут повториться и привести к более плачевным событиям, решил покинуть судно. То, что почти все вещи были оставлены на судне, объясняется тем, что капитан не собирался покидать корабль на длительное время. Он только хотел удалиться от него на несколько сот метров. Шлюпка, в которой находились люди, была привязана к кораблю с помощью деррик-фала. По версии Кобба, при сильном порыве ветра бригантина неожиданно набрала ход, и деррик-фал, не выдержав натяжения, оборвался. Перегруженная людьми шлюпка не смогла догнать быстро уходящий парусник и, по всей видимости, затонула, настигнутая штормом.

Еще одна гипотеза гласит о том, что «Мария Целеста» могла столкнуться с плавающим песчаным островом. Автором этой гипотезы является Дод Орсборн. Но опровержением этой гипотезы стало то, что на паруснике отсутствуют какие-либо повреждения, и что плавающие острова, образующиеся из наносных песков Сахары у берегов Мавритании, не достигают тех широт, где предполагаемо был корабль в момент исчезновения экипажа.

Лоуренс Киттинг, писатель, выдвинул свое предположение о произошедшем. По мнению Киттинга, на корабле произошел мятеж, в результате которого погибли капитан и его жена, а часть команды испугавшись суда уплыла на шлюпке к Азорским островам. Оставшиеся же члены экипажа, кок и три матроса, были найдены вместе с судном капитаном «Деи Грации», который уговорил их скрыть все произошедшее, пообещав часть вознаграждения за спасение судна, и выдал их за членов своей команды. Эта гипотеза основана на показаниях якобы одного из спасшихся членов экипажа «Марии Целесты» Джона Пэмбертона, кока. Но информация о том, что этот человек, действительно был коком на таинственном паруснике, никем так и не была подтверждена.

Люди, называвшие себя спасшимися с «Марии Целесты» матросами, появлялись еще на протяжении пятидесяти лет и высказывали все новые варианты произошедшего.
После событий 1872 года судно было отремонтировано и ходило еще 12 лет. В январе 1885 года «Мария Целеста» потерпела очередное кораблекрушение у берегов острова Гаити, в следствие которого затонула. Есть мнение, что судно было специально направлено капитаном Паркером на рифы с целью получения страховки.

Образ легендарного корабля-призрака неоднократно использовался в литературе, музыке, кинематографе, компьютерных играх. Таинственный парусник встречается в произведениях Стивена Кинга, Артура Конан Дойля, Роджера Желязны, Александра Грина, Айрис Мердок, Терри Пратчетта и многих других авторов.

 В 2001 году остатки судна были обнаружены у берегов Гаити.

Previous
Летучий Голландец
Next
Бриг Меркурий

Comments:

Who use this site ?

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Яндекс.Метрика
Проверка тиц pr