Барк «Седов»

парусник Седов«Седов» —  российское учебное парусное судно, четырехмачтовый винджаммер, второй по величине парусник в мире после круизного судна Роял Клипер (Royal Clipper).

Судьба барка «Седов» во многом схожа с судьбой барка «Крузенштерн». Оба они относятся к винджаммерам – выжимателям ветра (англ. «to jam the wind»), оба были построены и спущены на воду в Германии в начале 20го века, а после окончания Второй мировой войны перешли в собственность Советского Союза, и оба по сей день  в строю – ходят по морям и океанам, совершают кругосветные плавания, служат для обучения парусном делу курсантов.Барк «Седов» сошел со стапелей в немецком городе Киле 14 февраля 1921 года и был назван «Магдалена Виннен II» (Magdalene Vinnen II) в честь дочери владельца нового винджаммера Фридриха Адольфа Виннена, основателя судоходной компании «Ф.А. Виннен и Ко» («F.A. Vinnen & Co.»).Парусник имел стальной корпус длиной 117,5 м., шириной – 14,7 метров и нес 32 паруса общей площадью 4192 кв.метра.

Новое судно предназначалось для транспортировки грузов между Европой и портами Австралии и Южной Америки. Первым капитаном судна стал Л. Петерс. До начала 30-х годов 20го века парусник успешно перевозил грузы через Атлантику, но в связи с мировым экономическим кризисом (Великая депрессия) товарооборот между странами резко снизился, и  многие судоходные компании начали разоряться. Компании Фридриха Виннена  тоже пришлось частично распродать свои суда, в том числе и «Магдалену Виннен II».

барк СедовВ 1936 году парусник приобрела фирма «Норддойчер Ллойд». Судно было частично перестроено и переименовано в «Коммодор Йонсен» («Kommodore Johnsen», нем.) в честь капитана-коммодора компании «Хаппаг-Ллойд» Николаса Йонсена. Трюмы судна из грузовых были частично переделаны под жилые помещения сначала для шестидесяти, а позже для ста курсантов. Парусник превратился в учебное судно. В первый свой учебный рейс барк отправился под командованием капитана Отто Лемберга. До 1939 года парусник уже с новым капитаном  Готфридом Клаузеном совершил еще четыре учебных рейса.

Во время Второй Мировой Войны барк использовали как грузовую баржу для снабжения германских войск, а по окончании войны по решению Потсдамской конференции судно перешло в собственность СССР вместе с четырехмачтовым барком «Падуя» («Крузенштерн») и трехмачтовым барком «Гор Фок» («Товарищ»). В 1945 году паруснику было дано новое имя  — «Седов» в честь знаменитого русского полярника Георгия Яковлевича Седова. В 1946 году барк «Седов» перешел в ведение Военно-Морского Флота СССР и был поставлен на капитальный ремонт в Кронштадте. Капитаном «Седова» стал Петр Сергеевич Митрофанов, в дальнейшем всю свою жизнь посвятивший этому паруснику.

Седов Г.Я.

Седов Г.Я.

Только в 1952 году барк снова вышел в море, теперь уже под советским флагом и с советскими курсантами на борту. До 1956 года барк «Седов» выполняет учебные рейсы, а в 1957 году помимо обучения морским премудростям юных моряков, парусник начинает использоваться и как океанографическое судно. До 1965 года барк «Седов» совместно с «Крузенштерном» бороздил Атлантику, а после оба были переданы рыбному хозяйству СССР. Новым портом приписки судна в 1966 году стала Рига.

Самыми сложными в истории парусника стали 70-е годы, решалась судьба судна: отправить его на слом или оставить жить. На защиту знаменитого корабля встали более ста известных моряков и отстояли судно. С 1975 по 1981 года «Седов» был капитально отремонтирован и переоборудован. Поставили новый двигатель и современное навигационное оборудование. За пять лет в доках Кронштадта парусник был фактически отстроен заново. Первый свой рейс после модернизации «Седов» совершил в Данию, где принял участие в праздновании трехсотлетнего юбилея Витуса Беринга.

В 1983-1984 годах парусник обошел вокруг Европы и впервые за долгое время посетил свой родной порт Бременхафен.  В 1984 году барк «Седов» совершил плавание вокруг Скандинавии, которое завершилось в Архангельске, откуда когда-то и отправился изучать Арктику сам Г.Я.Седов. В восьмидесятых годах парусник стал регулярно участвовать в международных парусных гонках, а также принимать на борт для обучения не только советских, но и иностранных курсантов.

Курсанты на СедовеВ 1991 году после развала СССР барк «Седов» был передан Мурманскому Государственному Техническому Университету.

В девяностые годы парусник совершал учебные рейсы и участвовал в международных парусных регатах. Дважды «Седов» одерживал победу в знаменитой парусной регате «Cutty Sark» Tall Ships’ Races» в 1991 и 1995 годах.

В июле 2000 года, барк «Седов», придя на гонки в французский Брест, был арестован швейцарской компанией «Noga» якобы за долги российского правительства. Ситуацию спас адвокат Мишель Куимбер, доказавший, что судно не является правительственной собственностью, а принадлежит МГТУ, и конфисковано быть не может.

барк СедовВ 2005 году был снят немецкий художественный фильм «Трагедия Памира», где «Седов» участвует в одной из главных ролей. Для съемок в фильме корпус судна был перекрашен из традиционно белого в черный цвет.

В 2011 году знаменитый барк отметил свой 90-летний юбилей! А в 2012-м отправился в свою первую кругосветку, которая завершится летом 2013 года, и пока еще есть возможность принять в ней участие каждому, для кого паруса и море – не просто слова, а мечта о романтике и приключениях сильна настолько, что хватит смелости воплотить ее в жизнь.

Карта кругосветного путешествия барка "Седов" 2012-2013

Карта кругосветного путешествия барка «Седов» 2012-2013 

Фильм о барке «Седов», телекомпания «Арктик ТВ» 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>