Vasa

Живые легендыКорабли

корабль ВасаВаса (Ваза, Vasa) – старейший в мире сохранившийся парусник, спущенный на воду еще в 1628 году в Швеции. Он был одним из самых больших парусников своего времени, и его единственное плавание длилось всего полчаса, после чего корабль затонул в водах Балтики и был поднят на поверхность только спустя 333 года.

Строительство корабля «Васа» началось в самый разгар тридцатилетней войны между католиками и протестантами. Тогдашний король Швеции Густав II Адольф, носивший прозвище «Северный Лев»,  нуждался в обновлении военного флота, доставшегося ему в наследство от отца Карла IX. Специально для этого из Голландии были приглашены  Хенрик Хибертссон де Гроот и его брат Арент де Гроот, которые должны были построить для Швеции четыре военных корабля: два больших и два малых. «Васа» должен был стать самым большим военным кораблем Швеции и занять место флагмана шведского флота. Контракт на строительство был подписан 16 января 1625 года, а непосредственно работы по постройке корабля были начаты весной 1626 года. Для этого вырубили целый дубовый лес: около 16 гектаров или чуть больше тысячи деревьев. Строительство будущего флагмана велось на верфи Блазиенхольмен неподалеку от Стокгольма.

В XVII веке судостроители еще не умели делать расчеты и чертежи для строительства судов, и вся постройка нового корабля велась по специальным таблицам, которые составлялись опытным путем корабельными мастерами. В таблицах содержались размеры корабля и отдельных его частей. У каждого кораблестроителя были свои собственные таблицы, которые держались  в строгом секрете и передавались от отца к сыну.

корабль Васа

В создании «Васы» принимали участие около 400 человек. Это были лучшие плотники, кузнецы, столяры, резчики по дереву, парусные мастера и многие другие. Корабль должен был стать настоящим произведением искусства. Сам король принимал участие во всем этом действе, он же утверждал размеры будущего корабля и его вооружение. За строительством «Васы» следили не только жители Швеции, но и соседние страны. По тем временам «Васа» действительно был большим кораблем. Его длина составляла 65 метров, в ширина — 12 метров. Вооружение «Васы» состояло из 64 орудий: сорок восемь 24-фунтовых пушек, восемь 3-фунтовых, две однофунтовые пушки и шесть мортир. Пушки были отлиты из бронзы и весили не много не мало — 80 тонн. Располагались они в три яруса вдоль бортов. Король Густав II Адольф решил назвать судно в честь своего деда Густава Васа (Vasa). Названия  в XVII веке на борту судна еще не писали, а украшали корабль гербом того, в честь кого построен парусник, или гербом хозяина судна.

 В 1627 году умер кораблестроитель «Васы»  Хенрик Хибертссон, его работу продолжил Хайн Якобссон. Почти весь 1628 год лучшие мастера занимались отделкой парусника, который должен был поражать противника не только своей военной мощью, но и художественной красотой. Осенью 1628 года флагманский корабль «Васа» был спущен на воду.

 Численность экипажа судна составляла 145 человек, помимо них на паруснике должно было присутствовать несколько плотников и 300 солдат.

корабль Васа10 августа 1628 года корабль «Васа» отправился в свое первое плавание к военно-морской базе Эльвснаббен. На борту судна были не только члены команды, но и их семьи (жены и дети). Планировался грандиозный праздник, и поэтому морякам разрешили взять с собой на борт родственников и членов семей.  На берегу собралась целая толпа горожан, чтобы полюбоваться новым флагманом шведского военного флота. Судно было украшено многочисленными резными фигурами древних богов и мифических героев, носовая фигура выполнена в виде позолоченного четырехметрового льва с открытой пастью, готового к прыжку. Капитаном корабля был назначен Сефринг Ханссон. День был теплый и солнечный, дул легкий юго-западный ветер. Сначала корабль передвигали с помощью якоря, перекидывая его и подтягивая судно. Когда парусник приблизился к выходу из бухты, подняли 4 паруса (всего парусов было 10): фок, фок-марсель, грот-марсель и бизань, которые сразу же были подхвачены порывом ветра. «Васа» накренился на подветренную сторону, но сумел выправиться. Затем прошел еще примерно 1300 метров, и новый порыв ветра опять накренил корабль. На этот раз выровнять  судно не удалось, вода полилась через открытые орудийные люки, «Васа» повалился на борт и в считанные минуты затонул с поднятыми парусами и флагами. Он затонул у острова Беккхольмен на глубине около 30 метров, поэтому из воды виднелись только верхушки мачт (высота грота «Васы» была около 50 метров). По разным данным погибло от 30 до 50 человек. Остальных успели спасти моряки с лодок, сопровождавших корабль.

Спасшийся капитан «Васы» Сефринг Ханссон был сразу же передан суду. Помимо его, перед судом предстали хозяин верфи и судостроитель  Хайн Якобссон, руководивший окончанием работ после смерти Хибертссона. В результате проведенного следствия, судом было выяснено, что главной причиной катастрофы стала неправильная конструкция судна – «Васа» был слишком узким и неустойчивым. Но так как размеры корабля утверждал сам король, и все строительство велось четко по его указаниям, то обвинить оказалось некого, и дело было закрыто.

В последующие несколько лет после трагедии были предприняты неоднократные попытки поднять затонувшее судно. Но в XVII веке не было необходимого оборудования, и предприятие так и не увенчалось успехом. В середине XVII века был изобретен водолазный колокол, и с помощью него с «Васы» сумели поднять 54 дорогостоящие бронзовые пушки. Работами по подъему пушек руководил Альбрект фон Трейлебен. 53 пушки были подняты в 1664-1665 годах, и еще одна в 1683 году. Эта была по-настоящему титаническая работа. В темноте, в холодной воде, используя самые примитивные приспособления в виде крюков и веревок, нужно было снять пушку с лафета и поднять ее на поверхность. А весило каждое орудие около тонны! После подъема пушек «Васа» был забыт на долгие годы. Со временем забылось даже точное место затопления корабля. Поэтому в XX  веке инженеру, историку и исследователю Андерсу Франсену, задумавшему найти затонувший 300 лет назад парусник, пришлось искать его практически в слепую. Франсен искал «Васу» в одиночку на личном катере, используя свои собственные инструменты: якорь-кошку и лот-пробоотборник. Франсен был уверен в том, что «Васа» хорошо сохранился на дне, так как в Балтийском море практически отсутствуют корабельные черви (Teredo navalis), съедающие дерево.корабль Васа И вот 25 августа 1956 года, после 2,5 лет методичного исследований, Франсену повезло — затонувшее судно было обнаружено! Работы по подготовке парусника к подъему велись до 1961 года. Снимали оставшиеся пушки, резные скульптуры, восстанавливали исчезнувшие за триста лет железные болты, крепившие детали корабля, закрывали орудийные люки. И вот 24 апреля 1961 года «Васа» был поднят на поверхность. Он стал самым старым сохранившимся парусником в мире, до этого старейшим считался линкор «Виктори» адмирала Нельсона, постройки 1765 года.

музей ВасаСамой сложной задачей после поднятия «Васы» на поверхность стало то, каким образом сохранить дерево, триста лет пролежавшее на морском дне. Вокруг парусника был построен специальный эллинг, в котором корпус «Васы» в течение 17-ти лет непрерывно орошали раствором полиэтилена гликоля, заменившего воду. Помимо самого корпуса со дна Балтики были подняты изделия из кожи, судовые бумаги и документы, библия, посуда, сохранившиеся бочки с порохом, личные вещи экипажа. Время не пощадило в основном железо, а вот все остальное было вполне хорошей сохранности. Сохранились даже шесть парусов, которые так и не были никогда подняты на реях. Это самые старые паруса в мире! С корабля были сняты свыше 700 резных позолоченных скульптур, которые украшали судно. музей ВасаГрифоны, дельфины, русалки, мифические герои и боги — все они теперь экспонируются в построенном специально для этого музее вместе с главной достопримечательностью — самим кораблем «Васа». Официальное открытие музея «Васа» состоялось в 1990 году, спустя 29 лет после подъема судна! Этот уникальный музей расположен  на острове Дьюргарден и является одной из самых популярных достопримечательностей Стокгольма, ежегодно его посещает несколько миллионов человек со всего мира.

 

Назад
Корабли Колумба: Санта-Мария
Вперед
Корабли Колумба: Нинья
Лебедь из модулей Оригами на сайте http://origamka.ru/ сделать самому лебедь из бумаги не сложно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.