“Золотая Лань”, галеон Френсиса Дрейка

КораблиПарусные корабли времен минувших

«Золотая лань» («Golden Hind», англ.) – маленький галеон знаменитого английского пирата Френсиса Дрейка, второй в истории мореплавания корабль  – после каракки «Виктория» Фернана Магеллана, –  совершивший кругосветное путешествие.

Парусник сошел со стапелей в английском городе Альдебурге и назывался «Пеликан» («Pelican», англ.).  Как тип судна «Пеликан» был галеоном, которые пришли в XVI веке на смену караккам и каравеллам. Галеоны имели более стройный корпус, нежели каракки, без массивной кормовой надстройки. Как и все галеоны того времени, «Пеликан» имел три мачты: грот, фок и бизань. Грот- и фок-мачты несли два яруса прямых парусов,       бизань-мачта вооружалась косым «латинским» парусом, под бушпритом располагался прямой парус — блинд.

Чертежей при постройке судов в те времена еще не знали, поэтому данные о размерах «Пеликана» разнятся: длина галеона варьируется в разных источниках от 20 до 40 метров, ширина  – от 5,8 до 6,7 метров, водоизмещение 100-150 тонн. Относительно вооружения парусника точных данные также нет, предположительно, «Пеликан» был вооружен 18-22 пушками. Корпус корабля был украшен орнаментом из желтых и красных ромбов и изображением пеликана. После переименования корабля в «Золотую лань», вместо пеликана на корпусе появилось изображение лани, а под бушпритом была установлена полностью золотая фигура лани.

В декабре 1577 года началось самое знаменитое плавание «Золотой Лани» (тогда еще «Пеликана»). Королевский капер, любимец королевы Елизаветы I, капитан Френсис Дрейк по прозвищу Железный пират вывел из порта Плимут эскадру из пяти британских кораблей. Это были корабли «Христофор», «Морское золото», «Елизавета», «Лебедь» и «Пеликан». Эскадра направилась к берегам Южной Америки с целью ограбить как можно больше испанских судов.

В августе-сентябре 1578 года суда Дрейковской эскадры прошли Магелланов пролив (Южная Америка), но в Тихом океане корабли попали в сильнейший шторм, в котором потеряли друг друга из виду. «Пеликан» оказался один. Его отнесло далеко на юг, благодаря чему Френсисом Дрейком было сделано важное географическое открытие: Огненная Земля оказалась не верхушкой неведомого Южного материка, а всего-то архипелагом. Обнаруженный капитаном «Пеликана» пролив в дальнейшем так и был назван  – пролив Дрейка.

Одиночество совсем не помешало Дрейку грабить испанские суда и гавани вдоль Западного побережья Южной Америки, чем он успешно и занимался. Испанцам пришлось снаряжать целую эскадру для погони за неуловимым пиратом. За Дрейком началась охота. Но после продолжительной погони, которая длилась  не один день, «Пеликану» вновь удалось скрыться. Окрыленный удачей капитан решил переименовать судно в «Золотую Лань» за его отличные судоходные качества. Еще одной причиной переименования судна могло стать то, что на гербе покровителя Дрейка лорда Хаттона была изображена лань. Это был первый случай, когда имя кораблю меняли прямо во время плавания. «Золотая Лань» ушла от берегов Южной Америки через Тихий океан  мимо острова Ява и мыса Доброй Надежды.  И в сентябре 1580 года вернулась в родную Англию, совершив, таким образом, второе в мировой истории кругосветное путешествие. Кругосветка Дрейка оказалась в итоге куда благополучнее Магеллановской экспедиции, большинство матросов которой, да и сам знаменитый капитан, погибли во время путешествия. Френсис Дрейк вернулся домой не только целым и невредимым, но и привез 4700 % прибыли от своего путешествия, полученной в результате трехлетнего грабежа и разбоя. Большая часть прибыли попала в британскую казну, а Френсис Дрейк был произведен в рыцари лично королевой Елизаветой I.

После этого плавания галеон «Золотая Лань» стал всеобщим объектом восхищения у англичан. Он был поставлен на вечную стоянку на Темзе, где простоял почти сто лет до 1662 года, став одной из главных достопримечательностей Лондона.

В XX веке было создано две реплики легендарного парусника: в 1963 и 1973 гг. Они не похожи друг на друга, так как чертежей «Золотой Лани» не было, и корабль восстанавливался по разрозненным описаниям. Реплика 1973 года совершила кругосветное путешествие, повторив поход Дрейка, и с 1996 года стоит на южном берегу Темзы и служит плавучим музеем. Вторая копия «Золотой Лани» находится в городе Бриксхэм в Девоншире.

 

Назад
“Цезарь”, корабль-призрак
Вперед
Корабли Магеллана: “Виктория”
Все представленные шаблоны для своего сайта построены на современных версиях html5 и css3.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.