Золото «Черного Принца»

КораблиПарусные корабли времен минувших

Принц (HMS Prince) —  английский парусно-винтовой фрегат, затонувший в Черном море близ Балаклавы в 1854 году во время самой страшной морской катастрофы XIX  столетия.

Эта трагедия породила множество легенд и мифов, самая известная из которых легенда о сокровищах «Черного принца».Этот корабль, построенный в 1853 году,  с началом Крымской войны (1853-1856) был зафрахтован английским правительством для обеспечения британской армии в боях под Севастополем. Обмундирование, оружие, боеприпасы, пища, медикаменты для солдат и офицеров союзных войск Англии, Франции и Османской империи доставлялось морским путем через Средиземное, Мраморное и Черное моря. Жалование английским военным платили в то время золотом, доставляя его в бочонках на тех же транспортных кораблях.

27 ноября 1854 года фрегат «Принц» стоял в Балаклавской бухте среди множества других британских кораблей. В этот день на Черном море разразился сильнейший шторм. Огромные волны срывали с якорей тяжелые, нагруженные корабли. Парусники налетали на прибрежные скалы и тонули один за другим. Всего в этот день погибло 27 судов (по другим данным 34), что значительно подорвало силы британского флота в Крыму и дало небольшую передышку российским войскам. Среди затонувших  был и корабль «Принц», из 150 членов экипажа спаслись только шесть. Весь груз был безвозвратно утерян.

Короткая жизнь корабля HMS Prince закончилась, и началась новая его  жизнь  — жизнь «Черного принца»  — так судно стали называть после трагедии и зовут до сих пор. А все дело в том, что на борту знаменитого корабля находилось около 500 (по другим данным 200) тысяч фунтов стерлингов золотом.  Авантюристы и кладоискатели потоком хлынули в Крым искать затонувшее английское золото. В досоветский период в Балаклаве побывало 15 иностранных экспедиций из Германии, Испании, США, Норвегии Франции и других стран. Кто только не нырял в Балаклавской бухте в поисках сокровища «Черного Принца»,  но только не сами англичане. Британцы прекрасно умеют хранить собственные секреты. Военные архивы времен Крымской войны засекречены до сих пор,  а уж в те годы тем более не было достоверной информации о золоте «Черного Принца». То, что англичане не проявляли интереса к поискам затонувшего судно, должно было бы насторожить всех остальных желающих поживиться, но, как ни странно не остановило. Тем более, что англичане не опровергали информацию о возможном нахождении денег на затонувшем судне. Но одна из экспедиций успехом не увенчалась и на какое-то время о «Черном Принце» забыли.

Снова попытки найти сокровища «Черного Принца» были предприняты в 1923 году в уже советской России. Ф.Э. Дзержинским была создана для этих целей специальная организация, получившая название ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения).  Впоследствии ЭПРОН стал особым отделом ОГПУ и занимался секретными подводными исследованиями. Поиски затонувшего во время Крымской Войны золота велись почти год с использованием нового глубоководного аппарата, но результатов так и не принесли.  Эпроновцами было поднято множество фрагментов затонувших судов, предметы с кораблей, но главная цель поисков – золото – так и не была достигнута.

В 1928 году в дело вмешались японцы. С японской водолазной компанией «Shinkai Kogioesio Limited» был заключен контракт ценой 70 000 рублей,  предоставляющий право японцам исследовать Балаклавскую бухту и в случае успеха получить часть прибыли. Японским водолазам удалось обнаружить корпус «Черного принца»,  а так же несколько английских монет.

В 1936 году вышла повесть Михаила Зощенко под названием «Черный Принц».  В повести было представлено подробное исследование тайны «Черного Принца». Но сказать, что в этой повести правда, а что вымысел  — достоверное не может никто, пока не будут рассекречены британские военные архивы.

В 2010 году украинскими морскими археологами под руководством Сергея Воронова были подняты на поверхность несколько фрагментов знаменитого корабля   «Черный Принц». Но разгадка самой главной  тайны этого судна все еще впереди.

 

Назад
Фрегат «Паллада», 1989
Вперед
Кэрол А. Диринг, корабль-призрак

Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ozon.ru
Яндекс.Метрика
Проверка тиц pr